Главная > Наши дети > Начало учебного года — стресс для школьников

Начало учебного года — стресс для школьников

Начало учебного года - стресс для школьниковКогда до 1 сентября остается совсем мало времени, у ваших детей начинается плохое настроение. Не радует их ни новый рюкзак, ни хорошие тетради, ни даже предстоящая встреча с одноклассниками. Поэтому даже мы, взрослые, ждем начала учебного года с ужасом.

О том, как помочь детям адаптироваться к занятиям, какие проблемы возникают, какой должен быть режим питание школьника, поговорим об этом дальше.

Окончание каникул и начало учебного года — стресс не только для школьников, но и для их родителей. Меняется режим отдыха, сам статус ребенка, у которого теперь много обязанностей. Как пережить такой стресс? Ведь ребенку все трудно — даже проснуться после звонка будильника…

Начнем с будильника. Если ребенок встает неохотно, не ругайте его, не высмеивайте и не нервничайте с самого утра. Лучше переведите стрелку часов на 15 минут вперед, дав ребенку возможность досмотреть утренний сон.

А если это не сработает, и он не захочет идти в школу? Например, первоклассник наотрез отказывается брать свой портфель…

Нередко возникает упорное нежелание учиться практически у всех школьников. Как правило, это со временем проходит, потому, что это связано не столько с возрастом, как с индивидуальными особенностями характера ребенка.

Такое случается в основном с малышами, которые не посещали детский сад, росли в изолированном кругу. Порой их пугает не сама наука, а новая атмосфера, соседство незнакомых детей, чужие стены, запахи, звуки… В любом случае следует как можно раньше выяснить причину «нелюбви» к школе, и постарается сделать все возможное для того, чтобы ребенок ходил на занятия с удовольствием. Если его нет, то лучше оттерминовать обучения в школе вообще.

Как правило, в начале учебного года дети имеют не лучшие результаты: старое уже немного забыли, а новое не воспринимается… Негатива больше, чем позитива. Как настроить школьника на учебу?

В таком случае, искренне интересуясь школьной жизнью ребенка, акцентируйте внимание не на обучении, а на ее отношениях с другими детьми, на подготовку школьных праздников, дежурств, экскурсий и т.п. А если и критикуете школьника, то делайте это тактично, ведь в раннем возрасте высмеивание отдельных недостатков, дети воспринимают слишком болезненно. Важно никогда не сравнивать успеваемость ребенка с эталоном (требованиями программы, оценками других учеников). Сравнивайте сына или дочь только с ними самыми. Акцент на той области, в которой школьник имеет успехи.

А чтобы было на чем акцентировать, найдите для сына или дочери внешкольную сферу деятельности, где они могли бы хорошо проявить себя — спорт, рисование, конструирование и т.д. Убедите ребенка: если ты научился (научилась) хорошо делать это, сможешь и все остальное. Каждый раз подчеркивайте, что цените его не за хорошую учебу, а за то, что он — ваша радость. И тогда школьные неудачи уже не восприниматься как конец света.

Многим родителям нравится, когда после уроков в свободное время их дети не носятся по улице, а мирно сидят за монитором — мол, и это отдых…

Исследовано: недолгое пребывание за компьютером улучшает концентрацию внимания, а чрезмерное — ухудшает. Важно и то, что именно он делает. Если воспринимать компьютер как средство обучения, оборудовать его соответственно возрасту ребенка учебными программами, то польза будет очевидной. Когда ребенок только играет в «стрелялки», эффект прямо противоположный.

В целом ребенок должен иметь время и на то, и на другое. Все действительно зависит от времени, в течение которого ребенок сидит за монитором. По признанным ВОЗ гигиеническими нормами, ребенок дошкольного и младшего школьного возраста не должен проводить за компьютером более 15 часов в неделю (!). Перебрал свой лимит? Прочь от монитора!

Говорят, что если ребенок слишком устает после уроков, забросил любимые книги, начал отставать в учебе, надо проверить его глаза. Это правда?

«Профессиональной» в наших школьников является близорукость (миопия). Она стремительно молодеет. Если вы не успели показать ребенка офтальмологу в течение каникул (а потому и изменений не заметили), то обязательно найдите время для такого визита. Кстати, если раньше миопией страдали преимущественно старшеклассники, то теперь и дошкольники, и те, кто только сел за парту, глаза просто не выдерживают нагрузок.

В детском возрасте близорукость возникает, как правило, вследствие переутомления и нарушения основных правил охраны зрения. А это — и неправильная рабочая поза за партой, письменным столом, и плохое освещение, и однообразное, не обогащенное витаминами питание, и вредная привычка долго сидеть у телевизора или за компьютером…

Среди дошкольников и учеников младших классов сейчас немало детей с «ленивым» глазом (амблиопией) — то есть неполноценным, односторонним зрением, не сопровождается органическими расстройствами. Диагностика амблиопии на ранних сроках является очень важной, поскольку лучший терапевтический результат наблюдается, если лечение начато до десяти лет.

Неправильная работа внешне здорового, но «ленивого» глаза создает ребенку трудности при чтении и писании: школьник теряет строку, читающий, не различает букв. Поэтому он сгибается над партой, так низко склоняет голову, что даже касается листа. Увидели это? Бейте тревогу.

В целом глаза детей страдают из-за отсутствия профилактики. Если ребенок не жалуется на зрение, то родители и не спешат показать ее врачу.

Поэтому когда малышу не идет наука, следует не ругать его, а показать офтальмологу?

Именно так. Иногда ребенок тяжело распознает слова, пропускает строки в прописях, пишет буквы наоборот. Это может свидетельствовать о проблемах с функцией аккомодации — умение быстро переключать внимание с удаленного объекта на то, что ближе. И эту проблему может констатировать только специалист.

Для многих родителей проблемой является и то, что положить в сумку школьника для обеда. Дети предпочитают чипсы и сладости, а от этого пользы мало

Действительно, многие школьники питаются далеко не рационально. А важно, чтобы все питание ребенка было сбалансированным, чтобы в ежедневном рационе было достаточно белков, углеводов, жиров. Например, потребность в калориях детей младшего школьного возраста (7-10 лет) — 2400, а школьники 11-13 лет должны получать 2850 килокалорий в сутки, то есть столько же, сколько взрослые, не занятые тяжелым физическим трудом. У подростков (14-17 лет) потребность в калориях даже больше, чем у взрослых — 3150 ккал.

Каждый школьник, кроме мяса (140-220г), должен съедать до 500 г молока, одно яйцо, 40-50 г сыра, 40-60 г рыбы. Не обойтись и без жиров, которые участвуют в построении нервной ткани и тканей мозга. Именно недостаток жиров часто провоцирует чувствительность к респираторных заболеваний, гриппа.

И углеводов в питании школьников должно быть больше в 4 раза, чем белков и жиров, особенно если ребенок подвижен. А вот на обед в школу лучше брать не чипсы или вафли, а фрукты. Хорошо, что на дворе осень. Вообще дневной рацион школьника просто строить по принципу: на 1 г белка — 1 г жира и 4 г углеводов. Тогда и память, и сопротивляемость организма будут лучшими.

Теги:


Рекомендуем Вам также следующие статьи:





Оставить комментарий